В связи с тем,что в настоящее время увеличилось количество поступивших дел об

административных правонарушениях по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ на судебный участок

№4 Октябрьского района г.Орска, Оренбургской области принято решение провести

обобщений судебной практики по рассмотрению административных дел данной

категории.

В соответствии с частью 1 статьи 23.1 Кодекса об административныхправонарушениях

Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях, квалифицируемых по части

1 статьи 20.25 названного Кодекса, относится к компетенции мировых судей. Мировым

судьей судебного участка №4 Октябрьского района г.Орска Оренбургской области

рассматривается довольно значительное количество дел по такой категории

административных правонарушений. Так, на 29 августа 2014 года мировым судьей

было рассмотрено всего 343 дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 20.25КоАП

РФ.

Административное

наказание в виде штрафа назначено в отношении 175 лиц, в виде административного

ареста   - 33, в виде обязательных работ

– 36.

По 2 делам

производство по делу прекращено.

97 протоколов

возращены в адрес ГИБДД УМВД РФ по г.Орску поскольку лица, в отношении которых

ведется производство по делу об административном правонарушении в судебном

заседании в день поступления протокола в суд доставлены не были.

Таким образом,

практически каждое пятое дело об административном правонарушении, рассмотренное

мировым судьей, квалифицировано по ч.

1 ст. 20.25КоАП

РФ, в связи с чем возникла идея о написании статьи, целью которой является

освещение особенностей рассмотрения данной категории дел и проблем, возникающих

при их рассмотрении.

Часть 1 ст. 20.25 КоАП

РФ предусматривает ответственность за неуплату  административного штрафа в

срок, предусмотренный настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2

КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к

административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления

постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня

истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения постановления,

предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Согласно ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ

при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного

штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, судья, орган,

должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы

судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в

порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения,

структурного подразделения или территориального органа, а также иного

государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об

административных правонарушениях (за исключением судебного

пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении,

предусмотренном ч. 1 ст. 20.25

КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Таким образом, судья после истечения срока на добровольное исполнение административного

наказания в виде штрафа направляет судебному приставу-исполнителю копию вынесенного

постановления о привлечении к административной ответственности, для исполнения.

Объектом правонарушений, предусмотренных частью

1 статьи 20.25 КоАП РФ, являются общественные отношения в области охраны

общественного порядка.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в неуплате наложенного

административного штрафа в срок, установленный в ч.1 ст.32.2 КоАП РФ.

Таким образом, административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.25КоАП РФ,

совершается, как правило, на 71 день (если день вступления постановления в

законную силу не выпадает на выходные или праздничные дни) после вынесения

постановления о признании лица виновным в совершении административного

правонарушения с назначением административного наказания в виде штрафа или на 61

день со дня вступления постановления о назначении штрафа в законную силу. К

примеру, постановлением от 22 января 2014 года лицу был назначен штраф, данное

постановление вступило в законную силу 02 февраля 2014 года, штраф должен быть

уплачен виновным лицом в срок до 03 апреля  2014 года, следовательно, в случае неуплаты

штрафа до 03 апреля 2014 года, 04 апреля 2014 года совершается административное

правонарушение, предусмотренное ч.1

ст.20.25КоАП

РФ, срок привлечения к административной ответственности за которое в

соответствии с ч. 1 ст. 4.5

КоАП РФ составляет три месяца со дня совершения административного

правонарушения (в данном случае до 04 июля 2014 года). При рассмотрении таких

дел необходимо помнить именно о положениях ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, поскольку протоколы

об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 20.25КоАП РФ не всегда

составляются в сроки, предусмотренные ч.

1 ст. 28.2 КоАП РФ (в момент совершения правонарушения).

При этом не

всегда правильно считаются сроки вступления постановлений в законную силу. В

соответствии со ст. 31.1

КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в

законную силу: после истечения срока, установленного для обжалования

постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление

не было обжаловано; после истечения срока, установленного для обжалования

решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или

опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное

постановление; немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по

жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное

постановление.

На основании

письма Верховного Суда РФ от 20 августа 2003 года N 1536-7/общ даны

разъяснения о порядке вступления в силу постановлений и/или решений по делам об

административных правонарушениях в случае их обжалования.

В соответствии с ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении

может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии

постановления. Отсчет срока начинается со следующего дня после даты вручения

или получения копии постановления лицом, правомочным его обжаловать. Момент

окончания срока определяется по общим правилам, применяемым и в уголовном, и в

гражданском процессе. Срок истекает в 24 часа последнего десятого дня. Если

окончание срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается

первый следующий за ним рабочий день. Если жалоба отправлена по почте, момент ее

подачи определяется по почтовому штемпелю дня сдачи на почту.

Как правило, постановления о назначении административного штрафа лицом, привлеченным к

административной ответственности, не обжалуется. Следовательно, в настоящей

статье разберем сроки вступления в законную силу постановлений, которые не были

обжалованы. К примеру, постановление о назначении административного штрафа было

вынесено 26 декабря 2013 года, вступает в законную силу данное постановление -

12 января 2014 года, поскольку десятидневный срок обжалования выпадает на 05

января 2014 года, которое считается праздничным днем, первый следующий за ним

рабочий день - 11 января 2014 года. Соответственно, штраф по данному

постановлению должен быть уплачен лицом в срок до 12 марта 2014 года, 13 марта 2014

года будет совершено административноеправонарушение,

предусмотренное ч.1 ст.20.25КоАП

РФ.

Далее, при отсутствии документа об уплате штрафа по истечении 60 дней до срока, указанного

в ч. 1 ст. 32.2 Кодекса,

субъект административной юрисдикции, вынесший постановление, направляет

соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания штрафа,

а также должностному лицу, уполномоченному на возбуждение дела, для составления

протокола по ч. 1 ст.20.25КоАП РФ.

По общему правилу, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.20.25КоАП

РФ, уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции),

что закреплено в п.1 ч.2

ст.28.3 КоАП РФ. В соответствии с ч. З ст.28.3 КоАП РФ  помимо случаев, предусмотренных частью 2 ст.

28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 17.7, 17.9 и частью 1 статьи20.25КоАП

РФ, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной

власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а

также иных государственных органов, уполномоченных осуществлять производство по

делам об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом об

административныхправонарушениях.

При рассмотрении таких дел необходимо помнить именно о положениях ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, поскольку

протоколы об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 20.25КоАП РФ не всегда

составляются в сроки, предусмотренные ч.

1 ст. 28.2 КоАП РФ.

Основной проблемой, возникающей

при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1ст.20.25КоАП

РФ, является требование, закрепленное в ч.4 ст.29.6 КоАП РФ, согласно которому дело об

административном правонарушении, совершение которого влечет административный

арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения

протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в

отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48

часов с момента его задержания, поскольку в санкции ч.1 ст.20.25КоАП РФ

установлены административные наказания - влечет наложение административного

штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не

менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати

суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов. Тем более, в

соответствии с ч. 3 ст.25.1

КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем

административный арест или административное выдворение за пределы Российской

Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица,

в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным. Тогда

как материалы об административных правонарушениях, квалифицируемых по ч.1 ст.20.25КоАП

РФ, поступают к мировым судьям без привода лиц, в отношении которых ведется

производство по делу об административных правонарушениях. В таких ситуациях

перед мировым судьей возникает проблема: с одной стороны, материал необходимо

рассмотреть в день получения протокола об административном правонарушении и

других материалов дела, с другой стороны, материал необходимо рассмотреть с

обязательным участием лица, в отношении которого ведется производство по делу

об административных правонарушениях.

Конечно, самым лучшим выходом из данной ситуации было бы внесение изменений в Кодекс

об административныхправонарушениях - разделить диспозицию ч.1 ст.20.25КоАП

РФ на два состава административных правонарушений: первый состав - неуплата

административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влекущая за собой

наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного

административного штрафа но не менее 1000 рублей, второй состав - неуплата

административного штрафа, назначенного за совершение административного

правонарушения, предусмотренного ч.1

ст.20.25КоАП

РФ, в срок, предусмотренный КоАП РФ, влекущая за собой административный арест

на срок до пятнадцати суток  или

наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с

КоАП РФ не может применяться административный арест, в размере пяти тысяч

рублей. В случае рассмотрения дел об административных правонарушениях по вторым

составам можно было применить уже достаточно отлаженную практику по

рассмотрению дел об административных правонарушениях, квалифицируемых в

частности по ч. 3 ст.12.8

и по ч.2 ст.12.26

КоАП РФ, с применением в том числе и графика дежурств мировых судей в выходные

и праздничные дни.

 Кроме того, необходимо напечатать на сайте и в

СМИ статью, о предупреждении административных правонарушениях, предусмотренных

ч.1 ст. 20.25 КОАП РФ.

Помощник мирового судьи Н.А. Жигалова