Обобщение судебной практики рассмотрения
дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ за 2014 годВ связи с тем, что в настоящее время увеличилось количество поступивших дел об
административных правонарушениях по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ на судебный участок№4 Октябрьского района г.Орска, Оренбургской области принято решение провестиобобщений судебной практики по рассмотрению административных дел даннойкатегории.В соответствии с частью 1 статьи 23.1
Кодекса об административныхправонарушенияхРоссийской Федерации рассмотрение дел об административныхправонарушениях, квалифицируемых по части1 статьи 20.25 названного Кодекса, относится к компетенции мировых судей. Мировымсудьей судебного участка №4 Октябрьского района г.Орска Оренбургской областирассматривается довольно значительное количество дел по такой категорииадминистративных правонарушений. Так, в 2014 года мировым судьей былорассмотрено всего 612 дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 20.25КоАП РФ.Административное наказание в виде штрафа назначено в отношении 276 лиц, в виде административного
ареста - 73, в виде обязательных работ – 53.По 5 делам производство по делу прекращено.
205 протоколов возращены в адрес ГИБДД УМВД РФ по г.Орску поскольку лица, в отношении которых
ведется производство по делу об административном правонарушении в судебномзаседании в день поступления протокола в суд доставлены не были.Таким образом, практически каждое пятое дело об административном правонарушении, рассмотренное
мировым судьей, квалифицировано по ч.1 ст. 20.25КоАП РФ, в связи с чем возникла идея о написании статьи, целью которой являетсяосвещение особенностей рассмотрения данной категории дел и проблем, возникающихпри их рассмотрении.Часть 1 ст. 20.25 КоАП РФ предусматривает ответственность за неуплату административного штрафа в
срок, предусмотренный настоящим Кодексом.В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к
административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступленияпостановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дняистечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения постановления,предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.Согласно ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного
штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, судья, орган,должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалысудебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа впорядке, предусмотренном федеральным законодательством.Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения,
структурного подразделения или территориального органа, а также иногогосударственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам обадминистративных правонарушениях (за исключением судебногопристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении,предусмотренном ч. 1 ст. 20.25КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.Таким образом, судья после истечения срока на добровольное исполнение административного
наказания в виде штрафа направляет судебному приставу-исполнителю копиювынесенного постановления о привлечении к административной ответственности, для исполнения.Объектом правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 20.25
КоАП РФ, являются общественные отношения в области охраны общественного порядка.Объективная сторона данного правонарушения выражается в неуплате наложенного
административного штрафа в срок, установленный в ч.1 ст.32.2 КоАП РФ.Таким образом, административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.25КоАП РФ,
совершается, как правило, на 71 день (если день вступления постановления взаконную силу не выпадает на выходные или праздничные дни) после вынесенияпостановления о признании лица виновным в совершении административногоправонарушения с назначением административного наказания в виде штрафа или на61 день со дня вступления постановления о назначении штрафа в законную силу. Кпримеру, постановлением от 22 января 2014 года лицу был назначен штраф, данноепостановление вступило в законную силу 02 февраля 2014 года, штраф должен бытьуплачен виновным лицом в срок до 03 апреля 2014 года, следовательно, в случае неуплаты штрафа до 03 апреля 2014года, 04 апреля 2014 года совершается административное правонарушение,предусмотренное ч.1 ст.20.25КоАПРФ, срок привлечения к административной ответственности за которое в соответствиис ч. 1 ст. 4.5КоАП РФ составляет три месяца со дня совершения административногоправонарушения (в данном случае до 04 июля 2014 года). При рассмотрении такихдел необходимо помнить именно о положениях ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, посколькупротоколы об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 20.25КоАП РФ не всегдасоставляются в сроки, предусмотренные ч.1 ст. 28.2 КоАП РФ (в момент совершения правонарушения).При этом не всегда правильно считаются сроки вступления постановлений в законную силу. В соответствии
со ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законнуюсилу: после истечения срока, установленного для обжалования постановления поделу об административном правонарушении, если указанное постановление не былообжаловано; после истечения срока, установленного для обжалования решения пожалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано,за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе,протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенноепостановление.На основании письма Верховного Суда РФ от 20 августа 2003 года N 1536-7/общ даны
разъяснения о порядке вступления в силу постановлений и/или решений по делам обадминистративных правонарушениях в случае их обжалования.В соответствии с ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении
может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копиипостановления. Отсчет срока начинается со следующего дня после даты врученияили получения копии постановления лицом, правомочным его обжаловать. Моментокончания срока определяется по общим правилам, применяемым и в уголовном, и вгражданском процессе. Срок истекает в 24 часа последнего десятого дня. Еслиокончание срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считаетсяпервый следующий за ним рабочий день. Если жалоба отправлена по почте, моментее подачи определяется по почтовому штемпелю дня сдачи на почту.Как правило, постановления о назначении административного штрафа лицом, привлеченным к
административной ответственности, не обжалуется. Следовательно, в настоящейстатье разберем сроки вступления в законную силу постановлений, которые не былиобжалованы. К примеру, постановление о назначении административного штрафа быловынесено 26 декабря 2013 года, вступает в законную силу данное постановление -12 января 2014 года, поскольку десятидневный срок обжалования выпадает на 05января 2014 года, которое считается праздничным днем, первый следующий за нимрабочий день - 11 января 2014 года. Соответственно, штраф по данномупостановлению должен быть уплачен лицом в срок до 12 марта 2014 года, 13 марта2014 года будет совершено административноеправонарушение,предусмотренное ч.1 ст.20.25КоАП РФ.Далее, при отсутствии документа об уплате штрафа по истечении 60 дней до срока, указанного
в ч. 1 ст. 32.2 Кодекса,субъект административной юрисдикции, вынесший постановление, направляетсоответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания штрафа,а также должностному лицу, уполномоченному на возбуждение дела, для составленияпротокола по ч. 1 ст.20.25КоАП РФ.По общему правилу, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.20.25КоАП
РФ, уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции), чтозакреплено в п.1 ч.2 ст.28.3КоАП РФ. В соответствии с ч. Зст.28.3 КоАП РФ помимослучаев, предусмотренных частью 2 ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы обадминистративных правонарушениях, предусмотренных статьями 17.7, 17.9 и частью 1 статьи20.25КоАПРФ, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительнойвласти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, атакже иных государственных органов, уполномоченных осуществлять производство поделам об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом обадминистративныхправонарушениях.При рассмотрении таких дел необходимо помнить именно о положениях ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, поскольку
протоколы об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 20.25КоАП РФ не всегдасоставляются в сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ.Основной проблемой, возникающей при рассмотрении дел об административных
правонарушениях, предусмотренных ч.1ст.20.25КоАП РФ, является требование, закрепленное в ч.4 ст.29.6 КоАП РФ, согласно которому дело обадминистративном правонарушении, совершение которого влечет административныйарест либо административное выдворение, рассматривается в день полученияпротокола об административном правонарушении и других материалов дела, а вотношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48часов с момента его задержания, поскольку в санкции ч.1 ст.20.25КоАП РФустановлены административные наказания - влечет наложение административногоштрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но неменее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцатисуток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов. Тем более, всоответствии с ч. 3 ст.25.1КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущемадминистративный арест или административное выдворение за пределы РоссийскойФедерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица,в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным. Тогдакак материалы об административных правонарушениях, квалифицируемых по ч.1 ст.20.25КоАПРФ, поступают к мировым судьям без привода лиц, в отношении которых ведетсяпроизводство по делу об административных правонарушениях. В таких ситуациях передмировым судьей возникает проблема: с одной стороны, материал необходиморассмотреть в день получения протокола об административном правонарушении идругих материалов дела, с другой стороны, материал необходимо рассмотреть собязательным участием лица, в отношении которого ведется производство по делуоб административных правонарушениях.Конечно, самым лучшим выходом из данной ситуации было бы внесение изменений в Кодекс
об административныхправонарушениях - разделить диспозицию ч.1 ст.20.25КоАПРФ на два состава административных правонарушений: первый состав - неуплатаадминистративного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влекущая за собойналожение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченногоадминистративного штрафа но не менее 1000 рублей, второй состав - неуплатаадминистративного штрафа, назначенного за совершение административногоправонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.25КоАПРФ, в срок, предусмотренный КоАП РФ, влекущая за собой административный арестна срок до пятнадцати суток илиналожение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии сКоАП РФ не может применяться административный арест, в размере пяти тысячрублей. В случае рассмотрения дел об административных правонарушениях по вторымсоставам можно было применить уже достаточно отлаженную практику порассмотрению дел об административных правонарушениях, квалифицируемых вчастности по ч. 3 ст.12.8 и по ч.2 ст.12.26КоАП РФ, с применением в том числе и графика дежурств мировых судей в выходныеи праздничные дни.Кроме того, необходимо напечатать на сайте и в
СМИ статью, о предупреждении административных правонарушениях, предусмотренныхч.1 ст. 20.25 КОАП РФ.Помощник мирового судьи
Н.А. Жигалова