Обобщение судебной практики
Рассмотрения дел об
административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 12.8 КоАП РФ за первоеполугодие 2014 года.Под административным правонарушением, предусмотренным ст.12.8 КоАП РФ, следует понимать нарушение
п. 2.7 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 23.10.1993 г. N 1090 (далее по тексту -Правил дорожного движения РФ), которым на водителя транспортного средствавозложен запрет управлять транспортным средством в состоянии опьянения(алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственныхпрепаратов, ухудшающих реакцию и внимание; в болезненном или утомленномсостоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.Для наличия состава данного правонарушения необходимо установление факта опьянения
водителя, управлявшего транспортным средством.В соответствии со ст. 27.12 КоАП РФ освидетельствование на состояние алкогольного
опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформлениеих результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ.В соответствии с ч. 2 ст.27.12 КоАП РФ освидетельствование на состояние
алкогольного опьянения проводится должностными лицами, которым предоставленоправо государственного надзора и контроля за безопасностью движения иэксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношенииводителя транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации,внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, войск гражданскойобороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований прифедеральных органах исполнительной власти - также должностными лицами военнойавтомобильной инспекции.В соответствии с п.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых
вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса РоссийскойФедерации об административных правонарушениях» от 24.10.2006 г. N 18(с изменениями от 11.11.2008 г.), при квалификации административныхправонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 12.8 КоАП РФ необходимо учитывать,что субъектами данных правонарушений являются водители транспортных средствнезависимо от того, являются ли они владельцами данных транспортных средств.Управление транспортным средством – это выполнение водителем своих функций во время
движения транспортного средства.Пребывание водителя в состоянии опьянения в транспортном средстве, находящемся в гараже,
на стоянке, парковке, а также выполнение ремонтных работ в состоянии опьяненияне могут квалифицироваться как административное правонарушение.Таким образом, при рассмотрении дел об административных правонарушениях,
предусмотренных ст.12.8 КоАП РФ, следует учитывать, являлось ли лицо, вотношении которого ведется производство по делу об административномправонарушении, водителем транспортного средства, и осуществляло ли это лицоуправление этим транспортным средством.При рассмотрении дел об административных правонарушениях, перечисленных в ст.12.8
КоАП РФ, необходимо иметь в виду, что в случаях, когда субъектом правонарушенияявляется лицо, которое, во-первых, не получало права управления транспортнымисредствами, а, во-вторых, его утратило вследствие истечения установленногосрока действия водительского удостоверения либо ухудшения здоровья водителя, препятствующегобезопасному управлению транспортными средствами, санкция в виде лишения правауправления транспортными средствами не может быть применена.В соответствии с п.6 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов
при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административныхправонарушениях» от 24.10.2006 г. N 18 (с изменениями от 11.11.2008г.), к водителям, не имеющим права управления транспортными средствами, неможет быть применено наказание в виде лишения права управления транспортнымисредствами, их действия подлежат квалификации по ч.1 ст.12.7 либо ч.2 ст.12.7КоАП РФ и соответствующим статьям главы 12 КоАП РФ. Однако в случаях, когдауказанные лица управляли транспортным средством в состоянии опьянения либо невыполнили законное требование сотрудника милиции о прохождении медицинскогоосвидетельствования, их действия подлежат квалификации соответственно по ч.3ст.12.8 либо ч. 2 ст.12.26 КоАП РФ и в случае совершения имиадминистративных правонарушений, предусмотренных статьями главы 12 КоАП РФ,устанавливающими в качестве единственного основного наказания лишение правауправления транспортными средствами.Достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии
опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков:а) запах алкоголя изо рта;
б) неустойчивость позы;
в) нарушение речи;
г) резкое изменение окраски кожных покровов лица;
д) поведение, не соответствующее обстановке.
Указанные основания освидетельствования на состояние алкогольного опьянения обязательно
должны быть отражены в акте освидетельствования на состояние алкогольногоопьянения.Оценивать как положительную, усиливающую доказательственную базу по делу об административном
правонарушении, практику сотрудников ГИБДД, фиксирующих указанные в п.3 Правил,утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 г. N 475,признаки опьянения в протоколах об административном правонарушении, об отстраненииот управления транспортным средством, о задержании транспортного средства, онаправлении на медицинское освидетельствование, объяснениях понятых, рапортах.освидетельствование на состояние алкогольного опьянения в соответствии с установленным законом
порогом концентрации этилового спирта в выдыхаемом воздухе осуществляется сиспользованием технических средств измерения, обеспечивающих запись результатовисследования на бумажном носителе, разрешенных к применению Федеральной службойпо надзору в сфере здравоохранения и социального развития, поверенных вустановленном порядке Федеральным агентством по техническому регулированию иметрологии, тип которых внесен в государственный реестр утвержденных типовсредств измерений (далее по тексту - технические средства измерения).При проведении освидетельствования на состояние алкогольного опьянения сотрудник
проводит отбор пробы выдыхаемого воздуха в соответствии с инструкцией поэксплуатации используемого технического средства измерения. Наличие илиотсутствие состояния алкогольного опьянения определяется на основании показанийиспользуемого технического средства измерения с учетом его допустимойпогрешности.Бумажный носитель с записью результатов исследования и подписью освидетельствованного и
понятых приобщается к акту освидетельствования на состояние алкогольногоопьянения. Копия акта выдается лицу,в отношении которого проведено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.В соответствии с п.п.134, 137.1 Административного регламента от 02.03.2009 г. N 185, в случае
превышения предельно допустимой концентрации абсолютного этилового спирта ввыдыхаемом воздухе, выявленного в результате освидетельствования на состояниеалкогольного опьянения, составляется акт освидетельствования на состояние алкогольногоопьянения установленной формы, который подписывается сотрудником,освидетельствованным и понятыми.При несогласии лица с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения в акте
освидетельствования делается соответствующая запись, после чего осуществляетсянаправление лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.При отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения акт освидетельствования не составляется.
В случае отказа водителя транспортного средства от освидетельствования на месте, акт
освидетельствования на состояние алкогольного опьянения не составляется. В этомслучае оформляется протокол о направлении на медицинское освидетельствование насостояние алкогольного опьянения, в котором указывается, что основанием для егосоставления послужил отказ лица от освидетельствования на месте.Факт отказа лица от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или
несогласия с его результатами фиксируется в присутствии понятых, которыеудостоверяют это своей подписью в протоколе о направлении на медицинскоеосвидетельствование на состояние опьянения.Согласно п.1 постановления Пленума ВС РФ «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации» от 11.11.2008 г. № 23, при рассмотрении этих дел необходимо
проверять наличие законных оснований для направления водителя на медицинскоеосвидетельствование на состояние опьянения, а также соблюдение установленногопорядка направления на медицинское освидетельствование. О законности такихоснований свидетельствуют: отказ водителя от прохождения освидетельствования насостояние алкогольного опьянения при наличии одного или нескольких признаков,перечисленных в п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от26.06.2008 г. N 475.Обстоятельства, послужившие законным основанием
для направления водителя на медицинское освидетельствование, должны бытьуказаны в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование насостояние опьянения (ч.4 ст.27.12 КоАП РФ) и в протоколе об административномправонарушении, как относящиеся к событию административного правонарушения (ч.2 ст.28.2 КоАП РФ).Медицинское освидетельствование на состояние опьянения
проводится как непосредственно в медицинских организациях, так и в специальнооборудованных для этой цели передвижных медицинских пунктах, соответствующихустановленным Министерством здравоохранения и социального развития РоссийскойФедерации требованиям.В соответствии с п.4 «Инструкции по проведению
медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляеттранспортным средством, и заполнению учетной формы 307/у-05 «Акт медицинскогоосвидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортнымсредством», являющейся приложением у приказу Минздрава РФ от 14.07.2003 г. N308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (далее потексту - Инструкция от 14.07.2003 г. №308), медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводится врачом(в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом -фельдшером), прошедшим на базе наркологического учреждения подготовку повопросам проведения медицинского освидетельствования по программе, утвержденнойприказом Минздрава России от 14.07.2003 г. N 308.Согласно п.п.17 – 19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от
26.06.2008 г. N 475, результаты медицинского освидетельствования насостояние опьянения и лабораторных исследований отражаются в акте медицинскогоосвидетельствования на состояние опьянения, форма которого утверждаетсяМинистерством здравоохранения и социального развития РФ.Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения составляется в 3
экземплярах, подписывается врачом (фельдшером), проводившим медицинскоеосвидетельствование на состояние опьянения, и заверяется печатью с названиеммедицинской организации и наименованием подразделения, в котором проводилосьосвидетельствование.В силу ст.ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и акт медицинского
освидетельствования на состояние опьянения являются доказательствами по делу обадминистративном правонарушении, они должны исследоваться и оцениваться всовокупности с другими собранными по делу доказательствами и не могут бытьоспорены в порядке гражданского судопроизводства.В случаях отбора проб биологического объекта
для направления на химико-токсикологическое исследование, акт медицинскогоосвидетельствования на состояние опьянения заполняется в полном объеме, кроме заключения.Результаты химико-токсикологического исследования на наркотические средства, психотропные
и иные вызывающие опьянение вещества заносятся в акт медицинскогоосвидетельствования на состояние опьянения после их получения с вынесениемокончательного заключения.Положительный результат химико-токсикологического исследования является основанием для
вынесения заключения о наличии опьянения.Вне зависимости от того, положительными или отрицательными являются результаты
химико-токсикологического исследования, акт медицинского освидетельствованияподписывается руководителем (заместителем руководителя) медицинской организациии врачом (фельдшером), проводившим освидетельствование, а при его отсутствии -одним из врачей (фельдшеров) этой медицинской организации, прошедшихсоответствующую специальную подготовку по программе подготовки врачей(фельдшеров) по вопросам проведения медицинского освидетельствования насостояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами.Подлинник результатов химико-токсикологического исследования, заверенный подписью
специалиста, проводившего исследование, приобщается ко второму экземпляру акта.В соответствии со ст. 27.12 КоАП РФ отстранение водителя от управления транспортным средством
соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения,направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения,осуществляются должностными лицами, которым предоставлено правогосударственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатациитранспортного средства соответствующего вида, вприсутствии двух понятых.В соответствии со ст. 25.7 КоАП РФ в качестве
понятого может быть привлечено любое незаинтересованное в исходе деласовершеннолетнее лицо. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью фактсовершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание ирезультаты.Из смысла ч.2. ст.26.2 КоАП РФ, п.4 постановления Правительства РФ от
26.06.2008 г. N 475 следует, что составленные в отношении лица, управляющего транспортным средством, протокол об отстранении отуправления транспортным средством, протокол об освидетельствовании на состояние алкогольного опьянения, протокол онаправлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения,составленные в отсутствие одного или двух понятых, не могут использоваться вкачестве доказательств по делу об административном нарушении, поскольку неотвечают признаку допустимости доказательства, установленному ч. 2ст. 50 Конституции РФ и ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, в соответствии скоторыми, использование доказательств, полученных с нарушением закона, недопускается.В связи с тем, что участие понятых при производстве процессуальных действий является
одной из гарантий обеспечения прав лица, привлекаемого к административнойответственности, в целях исключения любых сомнений относительно полноты иправильности фиксирования в протоколе содержания и результатов процессуальногодействия сотрудник милиции не может привлекаться в качестве понятого припроизводстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных гл.12 «Административные правонарушения в области дорожного движения» КоАП РФ.Согласно ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к
подсудности которых оно отнесено законом.В соответствии с ч.1 ст.29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Походатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об
административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по местужительства данного лица.При этом не предусмотрено обязанности лица, в отношении которого ведется производство поделу об административном правонарушении, приводить доводы об уважительностипричин, по которым оно ходатайствует о рассмотрении дела по месту жительства.Дело об административном правонарушении, влекущем
лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено поместу учета транспортного средства (ч. 4 ст. 29.5 КоАП РФ).В силу п. 6 ч.1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении рассматриваются заявленные
ходатайства.В силу ч. 1 ст. 24.4 КоАП РФ лица,участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют
право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей,органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.Из системного толкования указанных положений КоАП РФ
следует, что ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства лица, в отношениикоторого ведется производство по делу об административном правонарушении, можетбыть заявлено указанным лицом как при составлении протокола об административномправонарушении, так и при рассмотрении дела об административном правонарушениипо существу.В силу ч.5 ст. 4.5 КоАП РФ в случае удовлетворенияходатайства лица, в отношении которого ведется производство по
делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по местужительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственностиприостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до моментапоступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченнымрассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведетсяпроизводство по делу об административном правонарушении.В соответствии с п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ разрешение вопросов о
назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушениии вызове в судебное заседание лиц, указанных в ст.ст. 25.1-25.10 КоАП РФ,отнесено к компетенции судьи (органа, должностного лица), уполномоченногорассматривать дело об административном правонарушении.Однако, согласно разъяснению, содержащемуся в п. 6 постановления Пленума Верховного
Суда РФ от 24.03. 2005 г.N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КодексаРоссийской Федерации об административных правонарушениях», в целях соблюденияустановленных ст. 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административныхправонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещенияучаствующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела.Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в
зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованиемлюбых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информациилицом, которому оно направлено: судебной повесткой, телеграммой,телефонограммой, факсимильной связью и т.п.Приобщенная к материалам дела справка секретаря
судебного заседания о направлении лицу, в отношении которого ведетсяпроизводство по делу об административном правонарушении и другим участникам производства по делусудебной повестки не может свидетельствовать о надлежащем извещении его овремени и месте рассмотрения судьей данного дела, если в деле сведений овручении повестки не содержится.В силу п.п. 2, 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об
административном правонарушении судья, иной орган, должностное лицо,уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, обязаныустановить факт явки лица, в отношении которого ведется производство по делу обадминистративном правонарушении, или его представителя, а также выяснить,извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выяснитьпричины неявки участников производства по делу и принять решение о рассмотрениидела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.Согласно п.6 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов
при применении Кодекса Российской федерации об административныхправонарушениях» № 5 от 24.03.2005г.,лицо,в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным овремени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда с указанного им местажительства (регистрации) поступило сообщение о том, что оно фактически непроживает по этому адресу.Из ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ следует, чтов отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об
административном правонарушении, дело может быть рассмотрено лишь в случаях,если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрениядела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения делалибо если такое ходатайство отставлено без удовлетворения.Согласно п.18 Пленума Верховного Суда РФ от
24.03.2005 г. N 5, при рассмотрении дела об административномправонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться всоответствии со ст.26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требованийзакона при их получении (ч.3 ст.26.2 КоАП РФ).Нарушением, влекущим невозможность
использования доказательств, может быть признано, в частности, получениеобъяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведетсяпроизводство по делу об административном правонарушении, которым не былипредварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ч.1 ст.25.1,ч.2 ст.25.2, ч.3 ст.25.6 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, асвидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административнойответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений,заключений по ст.17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядканазначения и проведения экспертизы.Показания инспектора ГИБДД в судебном заседании могут рассматриваться в качестве
доказательств по делу об административном правонарушении наряду с другимидоказательствами.Несмотря на обязательность указания в протоколе об
административном правонарушении конкретной статьи КоАП РФ или закона субъектаРФ, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицомправонарушение, право окончательной юридической квалификации действий лица,КоАП РФ относит к полномочиям судьи.Согласно п.20 Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5, если при рассмотрении дела будет установлено,
что протокол об административном правонарушении содержит неправильнуюквалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицироватьдействия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую составправонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, чтоэто не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и неизменяет подведомственности его рассмотрения.В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица
при пересмотре постановления или решения по делу об административномправонарушении.Согласно ч.2 ст.30.17 КоАП РФ, изменение
постановления по делу об административном правонарушении, решения порезультатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административноенаказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении котороговынесены указанные постановление, решение, не допускается.При правильной квалификации правонарушений, предусмотренных ст.12.8 КоАП РФ,
санкция в виде лишения права управления транспортными средствами лица ужелишенного такого права нормами действующего законодательства исключается.Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение,
предусмотренное ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, составляет три месяца с момента его обнаружения.В соответствии с п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности
является обстоятельством, исключающим производство по делу об административномправонарушении.Исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ по истечении установленных сроков давности вопрос об
административной ответственности, следовательно, и о вине лица, в отношениикоторого осуществляется производство по делу, обсуждаться не может.Кроме того, возможность решения вопроса о виновности
лица в нарушении Правил дорожного движения РФ при прекращении производства поделу нормами КоАП РФ также не предусмотрена.За первое полугодие 2014 года в производство мирового судьи судебного участка № 4
Октябрьского района г. Орска Оренбургской области поступило 290 дел об административных правонарушениях.Из указанного количества рассмотрено мировым судьей за обозначенный период 295 дел.В рамках данного обобщения были изучены дела об административных правонарушения,
предусмотренных ч.1 ст. 12.8 КоАП РФ.Анализ дел указанной категории показал, что по состоянию на 01.07.2013 года, в судебный
участок поступило 22 административных дел пост. 12.8 КоАП РФ (рассмотрено – 22 дел).Из указанного количества дел, возбужденных в отношении водителей, управляющих транспортным средством в
состоянии опьянения, 22 дел окончены производством с вынесением постановления о назначении наказания:по 15 делам - в виде лишения права управления транспортными средствами
по 5 делам – в виде ареста
4 дел – направлены для рассмотрения мировым судьей по месту жительства лиц, привлеченных к административной ответственности,
В указанный период дела об административных
правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 12.8 КоАП РФ прекращены не были.За первое полугодие 2014 года мировым судьей
судебного участка №4 Октябрьского района г.Орска Оренбургской области все делаоб административных правонарушениях по ст.12.8 КоАП РФ рассмотрены впредусмотренный ст. 29.6 КоАП РФ срок.По всем изученным делам, лица, привлекаемые к
административной ответственности, извещаются надлежащим образом – заказнымписьмом с уведомлением, сотрудником ГИБДД при составлении протокола обадминистративном правонарушении, телефонограммой, телеграммой либо путемнепосредственного вручения повестки правонарушителю, а также с помощьюпринудительного привода.Случаев вручения повесток представителям –
защитникам лиц, привлекаемых к административной ответственности, безнадлежащего уведомления самих лиц, привлеченных к административнойответственности не имеется.В первом полугодии 2014 года были постановления
мирового судьи не отменялись.Согласно проведенному обобщению фактов
волокиты, грубого или систематического нарушения судьей процессуальных сроковрассмотрения дел об административных правонарушениях выявлено не было. Фактовнарушения сроков рассмотрения дел не установлено.Помощник мирового судьи
судебного участка №4
Октябрьского района г.Орска
Оренбургской области Жигалова Н.А.