Настоящее обобщение проводится в соответствии с планом работы судебного участка №4 Октябрьского района г.Орска Оренбургской области.

В соответствии с частью 1 статьи 23.1 Кодекса об административныхправонарушениях Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях, квалифицируемых по части 1 статьи20.25 названного Кодекса, относится к компетенции мировых судей. Мировым судьей судебного участка №4 Октябрьского района г.Орска Оренбургской области рассматривается довольно значительное количество дел по такой категории административных правонарушений. Так, в течение 2012 года мировым судьей было рассмотрено всего 109 дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 20.25КоАП РФ, что составляет 17 % от общего количества рассмотренных в 2012 году дел.

Административное наказание в виде штрафа назначено в отношении 85 лиц, в виде административного ареста   - 24.

Таким образом, практически каждое пятое дело об административном правонарушении, рассмотренное мировым судьей, квалифицировано по ч. 1 ст. 20.25КоАП РФ, в связи с чем возникла идея о написании статьи, целью которой является освещение особенностей рассмотрения данной категории дел и проблем, возникающих при их рассмотрении.

Часть 1 ст. 20.25 КоАП РФ предусматривает ответственность за неуплату  административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения постановления, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Согласно ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Копия протокола об административном правонарушении направляется судье в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Таким образом, судья после истечения срока на добровольное исполнение административного наказания в виде штрафа направляет судебному приставу-исполнителю копию вынесенного постановления о привлечении к административной ответственности, для исполнения. Кроме того, судья направляет в  органы внутренних дел  копию вынесенного постановления для принятия решения в порядке ст. 28.1 КоАП РФ с указанием того, что отсутствует документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа лицом, в отношении которого вынесено постановление.

Объектом правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи20.25КоАП РФ, являются общественные отношения в области охраны общественного порядка.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в неуплате наложенного административного штрафа в срок, установленный в ч.1 ст.32.2 КоАП РФ.

Таким образом, административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.25КоАП РФ, совершается, как правило, на 41 день (если день вступления постановления в законную силу не выпадает на выходные или праздничные дни) после вынесения постановления о признании лица виновным в совершении административного правонарушения с назначением административного наказания в виде штрафа или на 31 день со дня вступления постановления о назначении штрафа в законную силу. К примеру, постановлением от 22 января 2012 года лицу был назначен штраф, данное постановление вступило в законную силу 02 февраля 2012 года, штраф должен быть уплачен виновным лицом в срок до 03 марта 2012 года, следовательно, в случае неуплаты штрафа до 03 марта 2012 года, 04 марта 2012 года совершается административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.25КоАП РФ, срок привлечения к административной ответственности за которое в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет три месяца со дня совершения административного правонарушения (в данном случае до 04 июня 2012 года). При рассмотрении таких дел необходимо помнить именно о положениях ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, поскольку протоколы об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 20.25КоАП РФ не всегда составляются в сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ (в момент совершения правонарушения). На практике встречаются случаи, когда протоколы составляются до истечения срока, предоставленного лицу для уплаты административного штрафа, что влечет за собой прекращение производства по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ (отсутствие события административного правонарушения), поскольку сроки должностными лицами иногда исчисляются-исходя из критерия - месяц.

При этом не всегда правильно считаются сроки вступления постановлений в законную силу. В соответствии со ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу: после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано; после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление; немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

На основании письма Верховного Суда РФ от 20 августа 2003 года N 1536-7/общ даны разъяснения о порядке вступления в силу постановлений и/или решений по делам об административных правонарушениях в случае их обжалования.

В соответствии с ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Отсчет срока начинается со следующего дня после даты вручения или получения копии постановления лицом, правомочным его обжаловать. Момент окончания срока определяется по общим правилам, применяемым и в уголовном, и в гражданском процессе. Срок истекает в 24 часа последнего десятого дня. Если окончание срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Если жалоба отправлена по почте, момент ее подачи определяется по почтовому штемпелю дня сдачи на почту.

Как правило, постановления о назначении административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности, не обжалуется. Следовательно, в настоящей статье разберем сроки вступления в законную силу постановлений, которые не были обжалованы. К примеру, постановление о назначении административного штрафа было вынесено 26 декабря 2011 года, вступает в законную силу данное постановление - 12 января 2012 года, поскольку десятидневный срок обжалования выпадает на 05 января 2012 года, которое считается праздничным днем, первый следующий за ним рабочий день - 11 января 2012 года. Соответственно, штраф по данному постановлению должен быть уплачен лицом в срок до 10 февраля 2012 года, 11 февраля 2012 года будет совершено административноеправонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.25КоАП РФ.

Далее, при отсутствии документа об уплате штрафа по истечении 30 дней до срока, указанного в ч. 1 ст. 32.2 Кодекса, субъект административной юрисдикции, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания штрафа, а также должностному лицу, уполномоченному на возбуждение дела, для составления протокола по ч. 1 ст.20.25КоАП РФ.

По общему правилу, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.20.25КоАП РФ, уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции), что закреплено в п.1 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ. В соответствии с ч. З ст.28.3 КоАП РФ  помимо случаев, предусмотренных частью 2 ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 17.7, 17.9 и частью 1 статьи20.25КоАП РФ, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом об административныхправонарушениях.

При рассмотрении таких дел необходимо помнить именно о положениях ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, поскольку протоколы об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 20.25КоАП РФ не всегда составляются в сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ.

На практике такие протоколы по ч.1 ст.20.25КоАП РФ составляются должностными лицами, первоначально составившими протокол об административномправонарушении, за которое был назначен административный штраф. И это представляется целесообразным, поскольку с 1 января 2008 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N210-ФЗ отменена обязанность (ранее установленная ч. 4 ст. 32.2 КоАП РФ) лица, привлеченного к административной ответственности, на представление документа, свидетельствующего об уплате штрафа. Тогда как вышеуказанные должностные лица являются администраторами доходов бюджета и в их базах данных есть сведения об уплате или неуплате административных штрафов. К примеру, при составлении должностными лицами ГИБДД протоколов об административных правонарушениях по ч.1 ст.20.25КоАП РФ к материалам дела прикладывается справка о том, что по такому-то постановлению от такого-то лица административный штраф в таком-то размере на такое-то число не поступал, что в соответствии со ст.26.2 КоАП РФ является допустимым доказательством. Также Министерством финансов было разъяснено, что администрирование доходов бюджета от денежных взысканий (штрафов) осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, вынесшими постановления о наложении штрафов по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. В случае вынесения постановления о наложении штрафа судом (мировым судьей) по результатам рассмотрения дела, направленного органом государственной власти, органом местного самоуправления, органом управления государственным внебюджетным фондом, администрирование соответствующих поступлений осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, органом управления государственным внебюджетным фондом, направившим дело на рассмотрение в суд (мировому судье)*(2).

Основной проблемой, возникающей при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1ст.20.25КоАП РФ, является требование, закрепленное в ч.4 ст.29.6 КоАП РФ, согласно которому дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания, поскольку в санкции ч.1 ст.20.25КоАП РФ установлены административные наказания - штраф в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее 1000 руб., либо административный арест на срок до пятнадцати суток. Тем более, в соответствии с ч. 3 ст.25.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным. Тогда как материалы об административных правонарушениях, квалифицируемых по ч.1 ст.20.25КоАП РФ, поступают к мировым судьям без привода лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административных правонарушениях. В таких ситуациях перед мировым судьей возникает проблема: с одной стороны, материал необходимо рассмотреть в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, с другой стороны, материал необходимо рассмотреть с обязательным участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушениях. В такой ситуации, чтобы соблюсти баланс интересов лица, в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушениях, необходимо известить его о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, в связи с этим рассмотрение дела придется отложить на более поздний срок. При этом целесообразно будет применить положения ч. 2 ст.29.6 КоАП РФ о продлении срока рассмотрения дела. Хотя согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. N 52 "О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях" возможно продление только срока, предусмотренного в ч. 1 ст.29.6 КоАП РФ, продление сокращенных сроков рассмотрения дел недопустимо. Но в то же время, учитывая обязательные требования об участии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и сокращенные сроки рассмотрения данной категории дел, основываясь на правилах ч.2 ст.29.6 КоАП РФ, судьям приходится применять правила о продлении срока рассмотрения дела.

Еще одной проблемой, возникающей при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 20.25КоАП РФ, является факт уклонения лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, от явки в суд. То есть в случае, когда лицо о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом (судебной повесткой, телефонограммой, принятыми им лично), но в суд являться не желает, определения о приводе, вынесенные на основании ст.27.15 КоАП РФ, остаются без исполнения по тем или иным причинам, а срок привлечения по ч.1 ст.20.25КоАП РФ в соответствии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ составляет три месяца, то у судьи есть выход из этой ситуации - продолжать откладывать рассмотрение дела и в случае неявки лица прекращать производство по делу на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, что не будет способствовать соблюдению задач законодательства об административных правонарушениях, закрепленных в ст.1.2 КоАП РФ, в частности, не будет соблюдаться защита законных экономических интересов общества и государства от административных правонарушений, а также будет отсутствовать превенция по предупреждению административных правонарушений.

Чтобы соблюсти баланс интересов лица, в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушениях, целесообразно будет применить положения ч. 2 ст.29.6 КоАП РФ о продлении срока рассмотрения дела.

Конечно, самым лучшим выходом из данной ситуации было бы внесение изменений в Кодекс об административныхправонарушениях - разделить диспозицию ч.1 ст.20.25КоАП РФ на два состава административных правонарушений: первый состав - неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влекущая за собой наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа но не менее 1000 рублей, второй состав - неуплата административного штрафа, назначенного за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.25КоАП РФ, в срок, предусмотренный КоАП РФ, влекущая за собой административный арест на срок до пятнадцати суток  или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с КоАП РФ не может применяться административный арест, в размере пяти тысяч рублей. В случае рассмотрения дел об административных правонарушениях по вторым составам можно было применить уже достаточно отлаженную практику по рассмотрению дел об административных правонарушениях, квалифицируемых в частности по ч. 3 ст.12.8 и по ч.2 ст.12.26 КоАП РФ, с применением в том числе и графика дежурств мировых судей в выходные и праздничные дни.

 Кроме того, необходимо напечатать на сайте и в СМИ статью, о предупреждении административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 20.25 КОАП РФ.

Помощник мирового судьи                                                      Н.А. Жигалова