В соответствии с планом работы судебного участка № 4 Октябрьского района г. Орска Оренбургской области проведено изучение практики рассмотрения за 6 месяцев 2025 года дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
Цель - изучение практики рассмотрения дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ и внесение предложений по предупреждению административных правонарушений данной категории.
Положениями части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 данной статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Из системного толкования части 1 статьи 20.25 и статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано в добровольном порядке уплатить административный штраф не позднее шестидесяти дней со дня вступления в силу постановления о наложении административного штрафа, и после истечения данного срока в случае неуплаты административного штрафа усматривается событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, может быть совершено не только умышленно, но и по неосторожности.
Согласно п.12 ч. 5 ст.28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ вправе составлять должностные лица органов, вынесших постановления о наложении административных штрафов, а по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых судьями, протоколы составляют судебные приставы-исполнители. Кроме того, дела о нарушениях по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ составляют должностные лица учреждений уголовно-исполнительной системы (п.5 ч.5 ст.28.3).
За 6 месяцев 2025 года всего рассмотрено 482 дела об административных правонарушениях, из них 154 дела за совершение правонарушения по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, что составляет 31,95 % от общего количества рассмотренных административных дел.
За аналогичный период 2024 года всего рассмотрено 512 дел об административных правонарушениях, из них по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ - 139 дела, что составило 27,14 % от общего количества рассмотренных дел.
В 1-ом полугодии 2025 года на рассмотрение по подведомственности передано 2 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.
В наибольшем количестве протоколы об административных правонарушениях по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ направляются на рассмотрение мировому судье от МУ МВД России «Орское».
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Всего за 6 месяцев 2025 года было подвергнуто административному наказанию по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ - 128 лиц. Анализ данных за 1 полугодие 2025 и 1 полугодие 2024 гг. показывает, что в основном мировым судьей назначается такой вид наказания, как административный штраф – 88 на общую сумму – 214900 рублей (в 2024 г. – 71 на общую сумму 119520 рублей). К наказанию в виде административного ареста за 6 мес. 2025 года привлечено 37 граждан, в 2024 г. по 46 делам был назначен административный арест. Обязательные работы назначались однократно в 2025 г.
При назначении административного наказания суд руководствуется общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности (ч. 1 ст. 4.1. КоАП РФ). При этом суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В указанный период дела об административных правонарушениях предусмотренных ч.1 ст.20.25 КоАП РФ в апелляционном и надзорном порядке не обжаловались.
За анализируемый период в орган (должностному лицу) составившему протокол возвращены 23 протокола об административных правонарушениях. Основными причинами, по которым мировой судья выносил определение о возвращении протоколов явились: отсутствие отметки в постановлении о его вступлении в законную силу; отсутствие мотивированного определения должностного лица о передаче дела на рассмотрение судье. Так, мировому судье судебного участка № 4 Октябрьского района г. Орска поступил материал о привлечении Л*** к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ. Согласно п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, в частности, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела. Согласно п.4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005г. № 5 передача на рассмотрение судье дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, осуществляется на основании определения органа или должностного лица, к которым поступило такое дело. Указанное определение должно отвечать требованиям статьи 29.12 КоАП РФ, в том числе содержать мотивы принятого решения. Однако к протоколу об административном правонарушении не было приложено мотивированное определение должностного лица о передаче дела на рассмотрение судье, что явилось основанием к возвращению протокола.
Все дела рассмотрены с соблюдением правил подсудности, т.е. по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности.
Проведенный анализ показал, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.20.25 КоАП РФ рассматриваются мировым судьей, с соблюдением сроков рассмотрения дел, процессуальные нормы выполняются, по всем материалам выносятся определения о назначении дела к слушанию. Постановления мирового судьи, правонарушителю вручаются своевременно.
Помощник мирового судьи В.С. Вдовина