Обобщение судебной практики рассмотрения мировым судьей дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.21 КоАП РФ
Согласно плану работы на второе полугодие 2016 года мирового судьи судебного участка № 4 Октябрьского района г. Орска Оренбургской области проведено обобщение судебной практики рассмотрения мировым судьей дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.21 КоАП РФ в период с 01 января 2016 года по 30 сентября 2016 года.
Цель обобщения: анализ соблюдения норм материального и процессуального права при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.21 КоАП РФ, а также обоснованность направления дел указанной категории для рассмотрения мировому судье должностными лицами, составляющими протокол об административном правонарушении.
Как показало обобщение всего в период с 01 января 2016 года по 30 сентября 2016 года мировым судьей судебного участка № 4 Октябрьского района г.Орска Оренбургской области рассмотрено 217 дел данной категории, что составило 32 % от числа всех дел рассмотренных на судебном участке за указанный период, за аналогичный период 2015 года рассмотрено 132 дела. К административной ответственности привлечено 216 лиц.
В настоящий момент мы видим рост совершения административных правонарушений данной категории.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 20.21, являются общественный порядок и общественная безопасность.
Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновный появляется (выходит на улицу, совершает прогулку в парке, едет в автобусе домой и т.п.) в общественном месте в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического и т.п.). Однако объективная сторона данного административного правонарушения налицо лишь постольку, поскольку упомянутое состояние виновного:
1) оскорбляет человеческое достоинство (например, если виновный не может стоять на ногах, идет по улице сильно пошатываясь, в неприглядном виде, спит в парке, неряшливо одет либо одежда сильно испачкана (что не осознается виновным), пристает к окружающим и т.п.;
2) оскорбляет общественную нравственность (т.е. общепринятые представления о допустимом поведении в общественных местах, о требованиях к одежде на улице и т.п.). Данное административное правонарушение по объективной стороне следует отличать от мелкого хулиганства. Однако если виновный одновременно и совершает мелкое хулиганство, и появляется в общественном месте в состоянии опьянения, он может быть привлечен к административной ответственности и по ст. 20.1, и по ст. 20.21 КоАП РФ.
Субъектом данного административного правонарушения могут быть только граждане.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется либо умыслом, либо неосторожностью.
Норма данной статьи направлена на защиту общественного порядка, общественной нравственности, на устранение опасности для жизни и здоровья людей, которые в состоянии опьянения создают реальную угрозу, как для самих себя, так и для окружающих
К общественным местам, где запрещено появление в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, относятся: улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования, а также дворы, подъезды, лестничные клетки, лифты жилых домов; зрелищные предприятия (театры, кинотеатры, дворцы культуры); пляжи и т.п.
Появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, является правонарушением независимо от того, употреблялись ли спиртные напитки в ресторане, дома или в гостях.
Для квалификации правонарушения по данной статье Кодекса не имеет значения, в результате употребления каких напитков или препаратов лицо пришло в состояние опьянения.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.21 КоАП РФ рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3) или судьи, если возникает вопрос о применении административного ареста (ч. 2 ст. 23.1).
В соответствии с ч. 1 ст. 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела о появлении в общественных местах в состоянии опьянения вправе рассматривать уполномоченные ч. 2 этой статьи должностные лица органов внутренних дел (полиции).
Вместе с тем они могут передать дело на рассмотрение судье, если с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в Законе обстоятельств признают необходимым применить наказание, назначение которого отнесено к исключительной компетенции судей. Санкцией статьи предусмотрено назначение наказания в виде административного ареста. Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях это наказание назначается только судьей, при необходимости его применения дела указанной категории подлежат передаче мировому судье.
Изучение дел об административных правонарушениях указанной категории, показало, что подведомственность и подсудность их рассмотрения соблюдаются. Все дела, рассмотренные мировым судьей, переданы ему на основании определений уполномоченных должностных лиц.
Протоколы об административных правонарушениях по ст. 20.21 Кодекса Российской Федерации, как правило, составляется на лиц, которые нигде не работают, то есть постоянного источника дохода не имеют, совершили правонарушения в состоянии алкогольного опьянения.
Санкция статьи 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наказание в виде штрафа от пятисот до одной тысячи пятисот рублей, а так же наказание в виде административного ареста до пятнадцати суток.
Согласно статистическим данным из числа лиц, подвергнутых наказанию по ст. 20.21 КоАП РФ, на судебном участке с 01 января 2016 года по 30 сентября 2016 года назначено наказание в виде административного ареста – 198 лицам. Наказание в виде штрафа, мировым судьей, назначено 18 лицам. В отношении одного лица производство по делу прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
При назначении наказания лицу, совершившему административное правонарушение, учитывались характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
За указанный период дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.21 КоАП РФ, производством не прекращались, в орган составивший протокол для устранения недостатков дела данной категории не возвращались. В апелляционном порядке дела данной категории не обжаловались.
Дела данной категории в сроки, свыше установленных ст. 29.6 КоАП РФ, не рассматривались.
Согласно ч.4 ст.29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Практика показала, что все дела данной категории рассмотрены в день получения протокола.
Согласно ст. 31.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возложено на вынесшего его судью.
Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после его вынесения. При этом срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста. Как показало изучение данных дел во всех постановлениях указывалось с какого времени исчисляется срок отбывания наказания.
По всем административным делам копии постановлений, в соответствии со ст. 29.11КоАП РФ, вручались под расписку лицам, привлекаемым к административной ответственности. Постановления также направлялись в орган, составивший протокол в тот же срок.
Представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений на основании ч.1ст.29.13 КоАПРФ, по делам данной категории не выносились.
Вывод: обобщение судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 20.21 КоАП РФ, показало, что нормы в данной сфере правоотношений применяются правильно и единообразно, дела рассматриваются своевременно.
Предложения:
1. В порядке подготовки дела к рассмотрению необходимо также устанавливать, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты, исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. В случае установления существенных недостатков протоколов, не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а так же, устранить данные нарушения в судебном заседании, возвращать протоколы для устранения недостатков должностному лицу, их составившему.
2. Выяснять вопросы, которые могут стать предметом частного определения и во всех необходимых случаях выносить указанные процессуальные акты.
3. Следует и в дальнейшем соблюдать требования закона при рассмотрении дел данной категории.
4. Изучать и обобщать судебную практику по данной категории дел в дальнейшем.
Помощник мирового судьи Жигалова Н.А.