Обобщение судебной практики рассмотрения дел об административных правонарушения, предусмотренных ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ за первое полугодие 2018 года
Обобщение практики рассмотрения мировым судьей судебного участка №4 Октябрьского района г.Орска дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 5.35.1 РФ за первое полугодие 2018 года.
Целью обобщения является получение и анализ статистических данных, характеризующих состояние производства по делам данной категории на судебном участке №4 Октябрьского района г. Орска.
Нормы ст. 5.35.1 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за неуплату родителем (трудоспособными детьми) без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста (нетрудоспособных родителей), в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства.
Таким образом, существенными признаками объективной стороны данного правонарушения являются:
- период, в течение которого допущен факт неуплаты алиментов;
- отсутствие уважительных причин для неуплаты алиментов,
- а также то, что факт неоплаты алиментов допущен в нарушение порядка, предусмотренного решением суда или нотариально удостоверенным соглашением об уплате алиментов.
В первом полугодии 2018 года на судебный участок №4 Октябрьского района г.Орска, Оренбургской области поступило 11 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, по итогам рассмотрения которых 11 лиц признаны виновным в совершении вышеуказанного правонарушения и им назначено наказание в виде обязательных работ, за аналогичный период 2017 года поступило 8 протоколов об административных правонарушениях, что говорит о росте административных правонарушений данной категории.
Правонарушение, предусмотренное ст. 5.35.1 КоАП РФ, является длящимся, и один из обязательных критериев объективной стороны правонарушения - срок неуплаты алиментов в течение двух и более месяцев с момента возбуждения исполнительного производства.
Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, закон, устанавливающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Таким образом, из буквального толкования указанных норм следует, что по тем исполнительным производствам, по которым на 15.07.2016 имелись факты неуплаты алиментов в течение двух и более месяцев, привлечь должников к административной ответственности невозможно, поскольку норма ст. 5.35.1 КоАП Российской Федерации в силу ст. 1.7 КоАП РФ на данные правоотношения не распространяется.
За факты неоплаты алиментных платежей, имевших место до 15.07.2016, должник не может быть привлечен к административной ответственности.
Такие протоколы об административных правонарушениях по ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ в указанные периоды на судебный участок №4 Октябрьского района г.Орска, Оренбургской области не поступали.
Президиумом ВС РФ в Обзоре судебной практики ВС РФ N 4 (2016) указано, что в случае, если исполнительное производство было возбуждено до 15.07.2016 и после этой даты выявлена неуплата средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, длительностью более двух месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, такое лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ.
Для привлечения лица к административной ответственности неуплата алиментов должна осуществляться в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Под правильным исполнением судебного акта подразумевается его исполнение в точном соответствии с тем способом и порядком его исполнения, которые определены законодательством и самим судебным актом.
Согласно ч. 1 ст. 81 Семейного кодекса РФ алиментные платежи должны оплачиваться ежемесячно в полной сумме.
Неуплата алиментных платежей в установленные сроки, а также оплата не в полном объеме, то есть не в том объеме, который определен судебным актом или нотариально удостоверенным соглашением об уплате алиментов, является неуплатой средств в нарушение судебного акта или указанного соглашения; то есть в нарушение того способа и порядка исполнения, который определен исполнительным документом.
Таким образом, под нарушением, о котором идет речь в ст. 5.35.1 КоАП РФ могут пониматься нарушения порядка исполнения исполнительного документа, которое выражается в виде неуплаты алиментов в полном объеме, уплаты алиментов не в полном объеме и уплаты алиментов с нарушением сроков их оплаты.
Неуплата алиментов в полном объеме. При этом последующие действия по погашению задолженности не являются основанием для непривлечения виннового лица к административной ответственности.
Вместе с тем факт неоплаты алиментных платежей не является основанием для привлечения к административной ответственности при наличии уважительных причин.
В качестве уважительных причин, препятствующих привлечению к административной ответственности, может рассматриваться, например, факт нахождения у должника детей, на которых решением суда взысканы алиментные платежи, на его иждивении.
Анализ складывающейся судебной практики по ст. 5.35.1 КоАП РФ показывает, что мировой судья в качестве уважительных причин неуплаты алиментных платежей не признают отсутствие официального заработка и отсутствие у должника средств на содержание ребенка и другие.
Правонарушения, предусмотренные ст. 5.35.1 КоАП РФ, уполномочены выявлять должностные лица органов внутренних дел и должностные лица ФССП России (п. 1 и п. 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
Вместе с тем с учетом специфики состава данного административного правонарушения, предусматривающего исчисление срока неуплаты алиментов с момента возбуждения исполнительного производства, о которым должностные лица органов внутренних дел объективно не могут знать (поскольку исполнительные производства могут находится в производстве только судебных приставов-исполнителей), основную массу данных правонарушений выявляют должностные лица ФССП России.
Перечень должностных лиц, уполномоченных выявлять данный состав административного правонарушения, предусмотрен в приказе ФССП России от 22.11.2016 N 603.
На уровне структурных подразделений территориальных органов ФССП России, которые непосредственно ведут исполнительные производства о взыскании алиментных платежей, указанные протоколы составлять имеют право:
- начальники структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов-старшие судебные приставы, их заместители;
- судебные приставы-исполнители;
- судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
- должностные лица территориального органа ФССП России, правомочные либо уполномоченные начальником органа дознания территориального органа ФССП России осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
При выявлении признаков состава административного правонарушения должностное лицо ФССП России возбуждает дело об административном правонарушении путем составления протокола об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении составляется с обязательным участием лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку указанный протокол должен быть рассмотрен и решение по нему должно быть принято в день составления протокола.
В протоколе об административном правонарушении, кроме прочего, должны быть указаны такие обязательные сведения (ст. 28.2 КоАП РФ), как:
- дата и место его составления;
- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
- сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а именно: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес регистрации и фактического места жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность;
- фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
- обстоятельства совершения административного правонарушения, а именно: место, время совершения и событие административного правонарушения;
- часть статьи и статья КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность;
- объяснение физического лица, в отношении которого возбуждено дело.
Дела об административных правонарушениях по ст. 5.35.1 КоАП РФ подведомственны мировым судьям (ст. 23.1 КоАП РФ).
Санкция ст. 5.35.1 КоАП Российской Федерации предусматривает в качестве наказания в том числе административный арест.
Согласно п. 23.4 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства либо обязательных работ, согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу.
Таким образом, орган, составивший протокол об административном правонарушении, обязан обеспечить доставку лица, в отношении которого составлен протокол, в суд, рассматривающий дело об административном правонарушении. Необеспечение указанной доставки является основанием для возвращения материалов.
Вместе с протоколом об административном правонарушении в суд, рассматривающий дело представляются доказательства, подтверждающие наличие состава административного правонарушения, а также вину лица, привлекаемого к административной ответственности.
Анализ судебной практики показывает, что для доказывания состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.35.1 КоАП РФ, необходимы следующие документы:
- копия исполнительного документа и копия постановления о возбуждении исполнительного производства (подтверждают факт возбуждения исполнительного производства);
- документ, подтверждающий ознакомление должника с фактом возбуждения в отношении него исполнительного производства (роспись должника на постановлении о возбуждении исполнительного производства или на документе о доставке в адрес должника указанного постановления);
- объяснения должника о причинах неоплаты алиментов (подтверждают субъективную сторону состава административного правонарушения, отсутствие уважительности причин неуплаты алиментов);
- иные документы.
В качестве иных документов, подтверждающих вину в совершении административного правонарушения, могут прилагаться:
- копии врученных предупреждений об административной и уголовной ответственности по ст. 5.35.1 КоАП РФ и ст. 157 УК РФ;
- копии ранее вынесенных (до введения в действие Закона от N 326-ФЗ) в отношении должника приговоров по ст. 157 УК РФ;
- объяснения взыскателя по факту невыплаты алиментных платежей;
- врученные должнику направление органы службы занятости, а также требования об оплате алиментов.
Анализ положений ст. 25.2, 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что участие потерпевшего в производстве по делу об административном правонарушении является его правом, а не обязанностью. И в случае, если потерпевший не воспользовался указанным правом, дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено на основании имеющихся материалов. В связи с чем на судебном участке №4 Октябрьского района г.Орска Оренбургской области в случае неявки потерпевшего в судебное заседание, последний извещается, в случае его отсутствия дело рассматривается без его участия.
В качестве санкции за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 5.35.1 КоАП РФ предусмотрены такие административные наказания, как обязательные работы, административный арест либо административный штраф.
Как показывает практика, основным видом назначаемого наказания является обязательные работы.
Так, в первом полугодии 2018 года на судебном участке №4 Октябрьского района г.Орска, Оренбургской области по 11 поступивших делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ назначено наказание в виде обязательных работ, из них составлены 2 протокола в отношении двух женщин.
Однако, законодатель не стоит на месте, и в связи с наличием неразрешенных проблем внес проект поправок в ст. 27.2 и 27.3 КоАП РФ, который принят Государственной Думой в первом чтении.
Законопроектом предлагается наделить судебных приставов-исполнителей при выявлении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.35.1 КоАП РФ ("Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей"), полномочиями по задержанию и доставлению лиц, в отношении которых ведется исполнительное производство.
Необходимость принятия поправок, по мнению их разработчиков, обусловлена тем, что зачастую должники по исполнительным документам о взыскании задолженности по алиментам не являются по вызову судебного пристава-исполнителя для составления протокола об административном правонарушении, а должностные лица ФССП России в настоящее время не имеют права применять в их отношении такие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении как доставление и административное задержание. Судебным приставам-исполнителям приходится обращаться за содействием к должностным лицам органов внутренних дел (полиции), что замедляет процесс производства по делу об административном правонарушении, создает дополнительную нагрузку для органов внутренних дел и усложняет процедуру привлечения к административной ответственности по ст. 5.35.1 КоАП РФ.
Обобщение судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ показывает, что дела возбуждены и рассмотрены, с соблюдением норм КоАП РФ РФ.
Помощник мирового судьи Жигалова Н.А.