За злостное уклонение от алиментов либо искусственное снижение их размера виновных нужно отправлять за решетку не на год, как сейчас, а на два, считают в Минюсте. Там подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросам защиты прав несовершеннолетних детей)», которым предусмотрены соответствующие изменения в ст. 157 УК РФ (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей). При этом под «злостностью» будет пониматься умышленное уклонение алиментщика от работы, невыплата алиментов больше трех месяцев, а также неоднократное сокрытие реальных доходов для снижения размера выплат. В случае если просрочка по алиментам возникла по вине корыстного руководителя предприятия, который не платил зарплату сотруднику, то ему тоже будет грозить наказание в виде штрафа от 200 000 до 500 000 руб. либо лишение свободы от 2 до 5 лет (ч. 3 ст. 145.1 УК РФ – невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат).
Дополнением в ФЗ «Об исполнительном производстве» расширяются полномочия приставов, которые занимаются взысканием долгов. В частности, они смогут запрещать, приостанавливать юридически значимые действия с имуществом должника, в том числе, операции по его банковским счетам, если они приводят к невозможности взыскать с него долг. В отличие от ареста имущества, это не требует конкретизации имущества и получения от уполномоченных органов информации о наличии у должника имущества, говорится в пояснительной записке к законопроекту. Как считают в Минюсте, приставы смогут оперативно принимать меры, препятствующие должнику совершать сделки со своим имуществом.
Законодатели вернулись к идее, ранее отвергнутой Госдумой, о введении имущественных деклараций для должников. При этом речь в законопроекте идет исключительно о неплательщиках алиментов, долг которых перевалил за 10 000 руб. В то же время пристав будет вправе обратить взыскание на имущество должника, включая денежные средства и ценные бумаги, если размер его зарплаты (максимально можно взыскать не более 70% от дохода) не позволяет расплатиться с ребенком в течение двух месяцев.