Предметом обобщения является анализ практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.1.1 КоАП РФ, назначения административных наказаний по данной статье, соблюдение требований КоАП РФ на стадии исполнения судебных постановлений.

     Обобщение проведено по итогам работы судебного участка  за девять месяцев 2021 года.

     Административная ответственность за побои (статья 6.1.1 КоАП РФ - введена Федеральным законом от 03.07.2016 № 326-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности») впервые предусмотрена с 15.07.2016г.

      Одновременно Федеральным законом от 07.02.2017 № 8-ФЗ «О внесении изменения в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации" смягчена уголовная ответственность за побои, из диспозиции ст. 116 УК РФ исключена уголовная ответственность за нанесение побоев близким лицам.

Статья 6.1.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Срок давности привлечения лица к административной ответственности по ст. 6.1.1 КоАП РФ в соответствии частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет два года.

    Согласно статистическим данным за 9 месяцев 2021  года мировым судьей судебного участка № 4 Октябрьского района г.Орска рассмотрено 798 дел об административных правонарушениях, из них 19 дел по 6 главе КоАП РФ, из которых по ст. 6.1.1 КоАП РФ – 14, что составляет 1,75 % от общего количества рассмотренных дел.

    За аналогичный период 2020 г. мировым судьей судебного участка № 4 Октябрьского района г.Орска рассмотрено 656 дел об административных правонарушениях, из них 29 дел по 6 главе КоАП РФ, из которых по ст. 6.1.1 КоАП РФ – 15, что составляет 2,28 % от общего количества рассмотренных дел.

    Как видно из представленных данных, количество рассмотренных дел по ст. 6.1.1 КоАП РФ на судебном участке № 4 Октябрьского района г.Орска за аналогичные периоды 2020 и 2021 года остается на одном уровне.

    Для обобщения были изучены 13 дел и 1 копия определения о возвращении протокола об административном правонарушении.

    За 9 месяцев 2021 г. поступило дел об административных правонарушениях по ст. 6.1.1 КоАП РФ  - 14, из них возвращен 1 протокол, по 12 делам назначено административное наказание в виде штрафа, по 1 делу – обязательные работы. Административный арест по указанной категории дел мировым судьей не назначался.

    Изучение дел показало, что мировым судьей выполняются требования ст.ст. 29.4 и 30.4 КоАП РФ о подготовке к рассмотрению дел об административных правонарушениях.

    В порядке подготовки дела к рассмотрению выясняется, относится ли к компетенции рассмотрение данного дела, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдение процедуры оформления протокола.

   В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дел об административном правонарушении разрешается вопрос о назначении времени и места рассмотрения дела.

    Исходя из положения ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ, устанавливающей, что дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов, в ходе подготовки к рассмотрению дела в случае отсутствия препятствий к его рассмотрению судье надлежит назначить дело к рассмотрению в день поступления такого протокола. По смыслу закона в этот же срок следует решить вопрос и о возвращении протокола по делу об административном правонарушении должностному лицу, его составившему, в предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ случаях.

а) подведомственность дел

Территориальная подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 6 КоАП РФ, определяется по общим правилам, установленным ст. 29.5 КоАП РФ, - по месту его совершения.

б) возвращение протоколов

Из содержания п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ следует, что протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении может быть возвращен в трех случаях:

1. составление протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами;

2. неправильного составления протокола и оформления других материалов дела;

3. неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

    Так, за 9 месяцев 2021 г. был возвращен один протокол об административном правонарушении по анализируемой статьей, ввиду недоставления лица, привлекаемого к административной ответственности, тогда как согласно, части 3 статьи 25.1 КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.1.1 КоАП Российской Федерации, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным, поскольку за это правонарушение может быть назначено административное наказание в виде ареста либо обязательных работ. Кроме того, к указанному протоколу приложено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, определение о продлении срока проведения административного расследования, что свидетельствует о проведении административного расследования должностным лицом. В соответствии с ч.3 ст.23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов.

   Частью 4 ст. 29.6 КоАП РФ установлен сокращенный срок рассмотрения дела об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, - в день получения протокола и других материалов дела.

    При этом следует учитывать, если административный арест не может быть применен в соответствии с положениями части 2 статьи 3.7 КоАП РФ, то такое дело может быть рассмотрено в двухмесячный срок, установленный ч. 1.1 ст. 29.6 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным (ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ).

    Согласно разъяснению Верховного Суда Российской Федерации в ответе на вопрос 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016, если судья допускает возможность назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу, административного наказания в виде административного ареста (в том числе и в случае, когда санкция статьи (части статьи) КоАП РФ не устанавливает альтернативного административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества) и лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание, протокол об административном правонарушении с другими материалами дела подлежит возвращению в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в порядке, установленном пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ, со стадии подготовки к рассмотрению дела.

    Мировым судьей  соблюдался  установленный ст. 29.7 КоАП РФ порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях. Факт разъяснения лицам, участвующим в деле, процессуальных прав фиксируется мировым судьей в соответствующей подписке, несмотря на то, что данное требование Кодексом не предусмотрено.

В пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 разъяснено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2, ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ, ст. 51 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

При оценке документов или письменных доказательств судья обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право скреплять документ подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств.

    Возможность нахождения в деле светокопий документов, собранных в качестве доказательств по делу, КоАП РФ не предусмотрена. Поэтому все доказательства, положенные судьей в основу принятого постановления, должны находиться в материалах дела либо в подлинниках, либо в виде надлежащим образом удостоверенных копий.

Обобщение показало, что мировым судьей правильно выясняют обстоятельства, подлежащие установлению по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, в том числе факт нанесения побоев либо иных насильственных действий, причинивших физическую боль и не повлекших наступления уголовно наказуемых последствий, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Постановления по делам об административных правонарушениях соответствуют требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

    Как правило, в постановлениях указываются все требуемые законом сведения: должность и фамилия судьи, вынесшего постановление, дата и место рассмотрения дела, сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения. Указывается срок и порядок обжалования постановления.

    В соответствии с требованиями ст.ст. 4.1-4.3 КоАП РФ к назначению административного наказания следует подходить строго индивидуально, соблюдать принцип дифференциации и индивидуализации наказания, учитывать характер совершенного административного правонарушения, конкретные сведения, характеризующие личность правонарушителя, его семейное, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

     Справедливое назначение административного наказания способствует достижению целей административного наказания, связанных с обеспечением социальной справедливости и предупреждением совершения новых административных правонарушений.

    Санкция ст. 6.1.1 УК РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от шестидесяти до ста двадцати часов.

   При этом, при рассмотрении дела, необходимо учесть, что побои - это действия, характеризующиеся многократным нанесением ударов, которые сами по себе не составляют особого вида повреждения, хотя в результате их нанесения могут возникать телесные повреждения (в частности, ссадины, кровоподтеки, небольшие раны, не влекущие за собой временной утраты трудоспособности или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности). Вместе с тем побои могут и не оставить после себя никаких объективно выявляемых повреждений.

    К иным насильственным действиям относится причинение боли щипанием, сечением, причинение небольших повреждений тупыми или острыми предметами, воздействием термических факторов и другие аналогичные действия.

   Таким образом, обязательным признаком объективной стороны состава указанного административного правонарушения является наступление последствий в виде физической боли.

    Согласно Медицинским критериям определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2008 № 194н не причинившими вред здоровью человека считаются - поверхностные повреждения, в том числе: ссадина, кровоподтек, ушиб мягких тканей, включающий кровоподтек и гематому, поверхностная рана и другие повреждения, не влекущие за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности.

Диспозиция статьи 6.1.1. КоАП РФ регламентирует нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 УК РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Квалификация побоев требует тщательного исследования причин и обстоятельств их причинения, так как в зависимости от квалификации за причинение побоев лицо может быть подвергнуто административному наказанию по статье 6.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях или уголовному наказанию по статьям 116 или 116.1 Уголовного кодекса РФ.

    Мировым судьей соблюдается установленный ст.ст. 4.1-4.3 КоАП РФ порядок назначения административного наказания, и административные наказания назначают в пределах установленной законом санкции. Случаев назначения видов наказания, не предусмотренных законом, не выявлено.

Исполнение постановлений

    В ходе изучения дел установлено, что по 12 делам, было назначено административное наказание в виде штрафа, из них сведения о добровольной оплате имелись лишь по 4 делам, что составляет 33,33%.

    Согласно ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа по истечении срока для его добровольной уплаты судья, вынесший постановление, направляет в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

    Таким образом,  остальные постановления по 8 делам, были направлены приставам-исполнителям для принудительного исполнения штрафа.

По 1 делу, где назначалось наказание в виде обязательных работ, не имеется в настоящий момент сведений об исполнении судебного решения.

    Анализируя дела об административных правонарушениях, рассмотренных мировым судьей, можно сделать вывод, о том, что большинство правонарушений, предусмотренных ст. 6.1.1 КоАП РФ, совершаются в отношении близких людей и родственников и  чаще всего в состоянии алкогольного опьянения.

    Дела об административных правонарушения, предусмотренных ст. 6.1.1 КоАП РФ не обжаловались.

Помощник мирового судьи                                                     В.С. Вдовина